Известно, чем богаче и правильнее речь человека, тем легче ему высказывать свои мысли, тем он более успешен, у него более широкие возможности в познании мира и в общении с людьми.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При этом самым благоприятным периодом речевого развития и преодоления его недостатков является дошкольный возраст.

Поэтому не теряйте времени:

  • Разговаривайте со своим ребенком во время разных повседневных дел, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.п. Говорите о том, что Вы и ребенок делаете, что Вы видите.
  • Общайтесь с ребенком с первых минут его появления правильно, не искажая слова, не имитируя речь малышей. Ваша речь должна быть правильным образцом для подражания.
  • Задавайте вопросы.
  • Выдерживайте временную паузу, чтоб у ребенка была возможность ответить на вопрос, высказаться.

Для полноценного, своевременного речевого развития ребенка в домашних условиях стоит обратить внимание на:

Нормы развития речи

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Проведение артикуляционной гимнастики

Развитие фонематического слуха

Сочинение с ребёнком сказок

Игры на пополнение словаря, формирование грамматического строя

Обучение выразительной речи

Учим стихотворения с ребёнком

Для развития речи ребенка большое значение имеет уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания, плохая экология, неполноценное питание, психологический климат в семье и ряд других факторов. Они снижают психическую активность ребенка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка. Вырастая, ребенок осознает свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным.

Если Вы заметили у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии:

  • Ребенок вообще не говорит или его речь отстает от речи сверстников;
  • Он не понимает обращенную к нему речь и не выполняет простые просьбы;
  • У него возникают трудности с восприятием речи, если он не видит губ говорящего и стоит к нему спиной;
  • В речи ребенка есть запинки;
  • к 4,5 годам ребенок не правильно произносит звуки [c], [c’], [з], [з’], [л’].
  • к 5 годам ребенок не правильно произносит звуки [ш], [ж], [р], [р’], [ц], [ч], [щ]. Вам необходимо обратиться к логопеду.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки, то есть исправляет неправильное звукопроизношение. Основной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, обогащение словарного запаса, формирование навыков словоизменения, словообразование, постановка и автоматизация нарушенных звуков, развитие фонематического слуха, обучение составлению разных видов рассказов.

В ходе работы учитель –логопед обращает внимание на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, памяти), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуко-слоговому анализу слов), развитие мелкой моторики, профилактику нарушений чтения и письма.

Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы родители заботились о своевременном речевом развитии ребенка, обращали внимание на правильность.